Коммуникационная группа Petra - рекламное агентство полного цикла - логотип
Главная / О нас /

Публикации

Производство рекламных материалов
Производство рекламных материалов

Производим рекламные материалы

Изготовим видео и аудиорекламу, полиграфию, наружную рекламу, сувениры, POSM, стенды...
12.12.2005, Деловой квартал - Новосибирск

Топ-обзор/рекламные агентства

В уходящем году темпы роста рекламного рынка города замедлились. Причем, во всех областях: от «наружки» до BTL. Объемы рынка увеличиваются в основном за счет роста цен, и предпосылок для возврата к былой взрывной динамике уже нет.

Предыдущие четыре года рекламный рынок Новосибирска рос очень динамично, ежегодно прибавляя по 45–70%. В 2005 г. темпы резко пошли на убыль. По оценке президента коммуникационной группы Petra Владимира Верхоланцева, нынешний год продемонстрировал прирост лишь на 10–15%. Верхоланцев утверждает, что замедление происходит практически во всех сегментах, а отмеченный прирост происходит в основном за счет повышения цен на рекламоносители. По его подсчетам, в денежном выражении объем рынка составил $104–138 млн.

Генеральный директор агентства «Афина Паллада» Алексей Ревякин считает, что рынок увеличился на 15–20%. Падение темпов роста Ревякин объясняет перетеканием рекламных бюджетов в Москву: «Новосибирские компании развиваются и после выхода в соседние три-четыре региона, экономически целесообразнее размещать рекламу через московские агентства. Перетекание рекламных бюджетов в столицу объясняется и консолидацией рынка», – размышляет Ревякин и приводит в пример покупку «Мобильного мира» «Евросетью».

Несколько более оптимистичен в отношении темпов роста директор новосибирского офиса рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин. По его оценке, в 2005 г. объем рынка вырос примерно на 30% (с $70–80 млн в 2004 г. до $90–100 млн в 2005 г). С Филюриным солидарен гендиректор «Видео Интернешнл Сибирь» (ВИ’С) Анатолий Горнштейн, оценивающий годовой прирост рекламного рынка в 30–35%.

Почему «просели» почти все сегменты рекламного рынка

На телевизионное продвижение рекламодатели в Новосибирске потратили в 2005 г. около $16 млн, что на 22,5% больше, чем в 2004 г., говорит Горнштейн: «В этом году «провалился» традиционный весенний подъем, но упущенное наверсталось осенью – во время обычного снижения активности. Если весной прирост составлял всего около 8%, то в сентябре – 55% [по отношению к сентябрю 2004 г.], а в октябре – 35%». «Такой ситуации с переполненностью рекламных блоков, как этой осенью, не было еще ни разу», – подтверждает Верхоланцев. В пятерку крупнейших рекламодателей в местном телеэфире, по данным «ВИ’С», вошли «Сибирский гурман», «Сибвез», «Томское пиво», «Россита» и «Инмарко». По оценке Горнштейна, доля федеральных рекламодателей не превышает 18% от общего объема размещений в местном эфире.

Рынок наружной рекламы в 2005 г. изменений не претерпел. Лидеры прежние – «ДизайнМастер», «Рим-С», «АртБизнесЛайн» (см. таблицу). ЭСПАР-Аналитик подсчитал, что за январь-сентябрь рекламодатели потратили на новосибирскую «наружку» $11,8 млн. Президент группы компаний «АртБизнесЛайн» Константин Валов говорит, что по итогам 2005 г. рынок «наружки» составит $15–17 млн. Он считает, что взрывообразный рост наружной рекламы, характерный для прошлых лет, уже позади: «Раньше «наружка» догоняла другие медианосители. Теперь объем рынка будет увеличиваться плавно, в пределах 5–10% в год. А если Госдума примет закон «О рекламе» в новой редакции, которая предусматривает полный запрет на рекламу табачных изделий и пива, то рынок вообще не вырастет». По его сведениям, реклама табачных изделий занимает 5–7% в общем объеме наружной рекламы в городе.

«Притормаживание» наружной рекламы Валов объясняет насыщенностью рынка, особенно в самом массовом сегменте – щитах 3х6 м: «Плотность размещения таких щитов уже очень высока. Если раньше для проведения общегородской рекламной кампании было достаточно арендовать десяток рекламных поверхностей, то сейчас, чтобы как-то выделиться на общем фоне, рекламодателю приходится брать 40–50 сторон». Выделяться проще, используя нестандартные носители, поэтому все большим спросом пользуются суперсайты (щиты размером 15х5 м), реклама на стенах зданий и крышные конструкции. Валов прогнозирует рост интереса рекламодателей не только к большим форматам, но и к «сити-формату» (рекламная поверхность размером 1,2х1,8 м, с подсветкой). «Городское пространство уплотняется, и для размещения рекламы приходится использовать нестандартные ходы, например, установку рекламоносителей в комплексе со скамейками, уличными фонарями», – резюмирует Валов.

Не оправдались и надежды рекламистов на бурный рост BTL-сегмента, который в прошлом году показывал динамику выше других типов рекламы. По оценке Верхоланцева, BTL-сектор вырос за год на 20% до $1–1,6 млн: «Участники рынка ожидали большего». Наталья Берязева, генеральный директор конторы «Маэстро, туш!», специализирующейся на BTL-мероприятиях, отмечает снижение спроса на самую популярную услугу – проведение BTL-акций на отраслевых выставках и ярмарках. Стандартные промо-акции уже не приносят былой отдачи, более перспективен event-маркетинг – «резонансные» события привлекают больше внимания, и ими можно заинтересовать прессу, говорит Берязева. «Стандартные методики consumer promotion вроде «купи две единицы товара и получи памятный сувенир» перестают быть актуальными. Клиенты хотят получить нестандартную BTL-акцию, разительно отличающуюся от акций конкурентов», – рассказывает Верхоланцев. Но event-маркетинг обходится дороже типичных промо-акций, поэтому интерес к нему «раскачивается не очень быстро».

Единственная «белая ворона» на фоне стагнирующего рекламного рынка – интернет-реклама, объем которой в нынешнем году, как и в прошлом, удвоился и составил около $1 млн. По прогнозу Максима Сидоркина, владельца Новосибирского городского сайта (контролирует 70–80% местного рынка интернет-рекламы), такие темпы развития сохранятся и в 2006 г. Растущий спрос на виртуальную рекламу стимулирует быстрый рост цен. Например, самый дорогой баннер на главной странице ngs.ru стоит сейчас 140 тыс. руб. за месяц. Годом ранее это же место продавалось за 88 тыс. руб. Интернет-канал продвижения становится все более востребованным – сейчас, по оценке Сидоркина, в Новосибирске 350 тыс. регулярных пользователей интернета. Это активная аудитория, интересная многим рекламодателям.

На кого надеются рекламисты

Новых крупных рекламодателей в Новосибирске за уходящий год не появилось, разочарованно отмечают рекламисты. Бюджеты местных заказчиков практически не изменились, а, например, федеральные сотовые операторы, традиционно одни из самых «лакомых» клиентов, даже снизили региональную активность, переместив все рекламные ресурсы на центральные рекламоносители, считает Владимир Верхоланцев. Операторы наружной и BTL-рекламы рассчитывали, что ограничения в рекламе пива, принятые в прошлом году, повлияют на переток рекламодателей из телеэфира в «наружку» и BTL, но этого не произошло, соглашаются все участники рынка.

Зато в «наружке» интенсивнее стали проявлять себя производители и торговцы строительными и отделочными материалами, мебелью, бытовой техникой, компьютерами и спортивными товарами, говорит Константин Валов. Филюрин отмечает возросшую рекламную активность банковских розничных продуктов и ожидает, что в следующем году медиавес банковского ритейла значительно увеличится.

Рекламные агентства - медиабайеры Новосибирска, ранжированные по количеству эксклюзивных СМИ

 

РА

СМИ

 1

ВИДЕО ИНТЕРНЕШНЛ СИБИРЬ

9

 2

АЛЬЯНС-МЕДИА

3

подробнее см. в pdf-файле

Рекламные агентства полного цикла, ранжированные по обороту в 2004 году

 

РА

 1

ПЕТРА

 2

АФИНА ПАЛЛАДА

3МЕЛЕХОВ И ФИЛЮРИН

продолжение таблицы см. в pdf-файле

Расходы на наружные носители крупнейших рекламодателей в Новосибирске
(январь-сентябрь 2005 г.)

 

Рекламодатель

$ тыс.

 1

МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ

355,5

 2

PHILIP MORRIS

321,3

 3

СИБВЕЗ

274,7

 4

JAPAN TOBACCO

259,1

 5

BRITISH-AMERICAN TOBACCO

259,0

 6

NOKIA

242,4

 7

ВЫМПЕЛКОМ

229,4

 8

SAMSUNG ELECTRONICS

219,5

 9

BALTIC BEVERAGES HOLDING

181,0

 10

GALLAHER

177,0

TOP-10 крупнейших рекламодателей в Новосибирске
(январь-сентябрь 2005)

источник: TNS Gallup AdFact

Телевидение (с учетом проката на федеральных каналах)

 

Рекламодатель

Длительность, мин. 

 1

PROCTER & GAMBLE

47 298

 2

UNILEVER

28 141

 3

DANONE

20 312

 4

PEPSI CO

19 983

 5

NESTLE

17 858

 6

WIMM-BILL-DANN

17 444

 7

SUN INTERBREW

16 121

 8

MARS-RUSSIA

15 184

 9

RECKITT BENCKISER

14 110

 10

МЕГАФОН GSM

11 912

Пресса

 

Рекламодатель

Площадь, кв. см

1

TOYOTA MOTOR CORPORATION

164 157

2

МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ

142 952

3

VOLKSWAGEN

138 461

 4

БИЛАЙН

107 775

 5

БИФРИ

101 039

 6

ЭДМАР+

81 081

 7

МИР ПОЛЕЗНЫХ ТОВАРОВ

62 370

 8

INFON

56 881

 9

FORD

55 634

 10

ЭВАЛАР

54 387

Количество рекламных носителей у крупнейших операторов наружной рекламы Новосибирска (октябрь 2005 г.)
источник: Эспар-Аналитик

 

Агентство

Grand Total

% от общего числа

 

ДИЗАЙН-МАСТЕР

 1691 35,3
 

РИМ-С

 1144 23,9
 

АРТБИЗНЕСЛАЙН

 528 11,0
 

NEWS OUTDOOR

 398 8,3
 GELLARY 224 4,7
 

КИТ

 109 2,3
 

ТРАНСРЕКЛАМСЕРВИС

 41 0,9
 

POSTER

 38 0,8
 

CLEAR CHANNEL

 30 0,6
 

ОРИОН-С

 27 0,6
 

ВСЕГО

 4230 88,2

Объем рекламного рынка Новосибирска в 2004 г.,
источник: «Мелехов и Филюрин»

В 2004 г. объем рекламного рынка Новосибирска составлял примерно $70–80 млн. Из них на ТВ, наружку и рекламную полиграфию приходилось примерно по $13–15 млн, на рекламу в прессе – около $26 млн, в BTL и на радио – по $4–5 млн, в секторе креативных разработок и видеопроизводства – около $2 млн.

Авторы:
Антон Калтыгин, Дмитрий Сердцев, Юлия Лях